Олег Георгиевич Голдобин

НА СЦЕНЕ ИГРАЛИ НЕ ТОЛЬКО ДЕТИ

В советские времена в РДК действовал не только детский театр, но и взрослая театральная студия. Конечно, наши самодеятельные актёры не обладали таким мастерством, как заезжие профессионалы. Но память спустя годы почему-то хранит не постановки Минусинского драмтеатра, а спектакли и сценические образы новосёловцев. До сих помню на сцене бывшего редактора нашей районной газеты Николая Семёновича Путинцева, заведующую ЗАГСом Надежду Вараксину, комсомольского работника Ольгу Бернгардт (Верхозину), юриста Валерия Коновалова. Знакомые по жизни люди под светом рампы  начинали "играть" новыми красками, открывались с неожиданной стороны. Вот где был настоящий интерес!
К сожалению, взрослый театр, не дожил до наших дней, затерявшись где-то в постсоветской безнадёге и безденежье. Надежды, что он возродится, мало. В сельских домах культуры нет хореографов. Что уж говорить о такой редкой  для села профессии, как режиссёр. Хотя дело, может быть, не столько в отсутствии специалиста. Самодеятельный театр нужен нам не для того, чтобы овладеть сценическим мастерством. Театр - особый мир, который заставляет задуматься о жизни, о времени, о себе. Заглянув во внутренний мир сценического героя, зрителю хочется окунуться в свой. Может поэтому рядом с профессиональным, издавна существует любительский театр. Там, где находятся энтузиасты.
Олега Георгиевича Голдобина, художника РДК "Юность" с более чем полувековым стажем, основателя новосёловского народного театра, можно назвать энтузиастом с большой буквы.

В ЗЕЛЁНОМ АЛЬБОМЕ - ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ
"Сельский учитель… Или артист какой-нибудь", - не задумываясь предположила коллега, взглянув на фото художника. 
У Олега Георгиевича и впрямь необычная, я бы сказала, артистическая внешность.  Может оттого он так органично смотрится в самых разных сценических ролях. На ранних фото его запросто можно принять за киноактёра.
Откуда это? Всю жизнь художник прожил в селе, крестьянского труда, как и все его  послевоенные однолетки, хлебнул досыта. Не обошла его ни пашня, ни сенокос, ни коровник.
На Востоке говорят:  "Что снаружи, то и внутри". А внутренняя жизнь у наделённого художественными способностями парня всегда била через  край. Мальчишкой он много рисовал. Художественный дар в роду Голдобиных кочует из поколения в поколение. Иконописцем был дед Олега Георгиевича. Рисуют его дочки и внучки. 
Олега Георгиевича я знаю давно  как отца своей подруги. Дома его часто заставала с книжкой или у телевизора, под розово-жёлтым абажуром торшера. Видела, что он много читает, знала, что он художник ДК. Но, общаясь в быту, и не подозревала, насколько это многогранная и глубокая личность.
О себе Олег Георгиевич говорить не любит. Когда я стала  расспрашивать его о жизни, о театре, он отмахнулся от меня как от назойливой мухи. Затем вручил старенький, зелёный альбом: "На, смотри! Там всё написано".
Страницы старинного альбома листаешь как страницы жизни…
1956 год. Первое фото Олега Георгиевича. Молод, красив. В это время он  работал в Овцеводе, помощником киномеханика. Дневал и ночевал в сельском клубе. Чем только не занимался! Крутил кино, играл на сцене, рисовал, фотографировал.
В альбоме более пятидесяти чёрно-белых фотографий и столько же газетных вырезок. Публикации о первых громких успехах появились, когда Олег Георгиевич после затопления старого Новосёлова переехал с семьёй жить в  Хакасию, в Чулымский совхоз. Здесь он был в одном лице и директором дома культуры, и художником. На пустом месте создал театральный коллектив, который  насчитывал до тридцати человек. В Хакасии Олег Георгиевич поставил несколько замечательных многократных постановок, за  которые его театральному кружку было присвоено звание "Народный самодеятельный театр".
Вместе с единомышленниками снимал документальное кино. Сейчас трудно представить, чего стоило в сельском клубе снять киноленту. Тринадцать операций должна была пройти плёнка в лаборатории, прежде чем её можно было проецировать на экран. Сельские кинолюбители читали, учились, сами осваивали азы кинодокументалистики. Их первая лента "По родному совхозу" односельчане приняли на "ура". Её крутили перед каждым основным сеансом. За фильм Олег Георгиевич был награждён именными часами ЦК профсоюзов.
В 1967 году Олег Георгиевич возглавил Новосёловский районный отдел культуры, а позднее стал директором только что построенного РДК "Юность". В районном доме культуры  прошла вся его творческая жизнь, наполненная поисками и открытиями. Фотоальбом  пестрит газетными заметками об активной работе агитбригады, выездных концертах самодеятельных артистов к полеводам и животноводам. В РДК Олег Георгиевич открыл художественную мастерскую, изготовлявшую всю наглядную агитацию района, создал народный самодеятельный театр, через который прошло не одно поколение новосёловцев.
Жаль, что его прекрасные спектакли - драмы, водевили, комедии -  остались только в памяти новосёловцев да на чёрно-белых любительских фотографиях. А о режиссуре, декорациях, игре самодеятельных артистов можно теперь судить только по восторженным публикациям. Вот только одна из них, о спектакле "Игла и штык", который принёс театральному кружку Новосёловского совхоза  звание народного театра.
- Вот это вещь!  Давно такой постановки не видел! Надо же так играть! А Кузерин, Кузерин…В кино не всегда увидишь подобную игру! А Олег Голдобин, режиссёр, постановщик, и сам играет как! Чудесно! Что рассказывать, это надо смотреть! Переполненный зал грохотал от аплодисментов. Успех, настоящий успех!

По материалам газеты Грани www.graninow.ru